Российское законодательство в отношении принудительной госпитализации

Российское законодательство в отношении принудительной госпитализации

Российское законодательство в отношении принудительной госпитализации

Правовой институт принудительной психиатрической госпитализации и принудительного психиатрического освидетельствования появился в российском праве с принятием 2 июля 1992 г. Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

Тогда впервые в истории России была установлена судебная подведомственность многих вопросов, связанных с принудительной госпитализацией и принудительным освидетельствованием. Это основной документ, регулирующий порядок предоставления психиатрической помощи в России, соблюдения прав граждан при ее оказании, а также устанавливающий некоторые процессуальные нормы для суда.

Статья 29 Закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" предусматривает три случая (основания), когда гражданина могут госпитализировать в психиатрический стационар в недобровольном порядке – когда "его обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает:
– его непосредственную опасность для себя и для окружающих;
– его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности;
– причинение существенного вреда его здоровью вследствие ухудшения его психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи".

В России отношение к Закону, особенно к судебному контролю за проведением принудительной госпитализации, с момента его принятия было неоднозначным: его критиковали и психиатры, и правозащитники, неоднократно вносились предложения по изменению Закона.

Закон "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" был принят до принятия Конституции РФ и, в связи с этим, в него неоднократно вносились поправки, правда, незначительные. В период с июля 2001 г. по май 2004 г. на рассмотрении Государственной Думы РФ находился проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон о психиатрической помощи" с предложениями об изменении порядка принудительной госпитализации.

Однако Закон действовал длительное время без каких-либо существенных изменений. И даже в Гражданском процессуальном кодексе РФ (ГПК РФ), принятом 14 ноября 2002 г. глава 35 "Принудительная госпитализация гражданина в психиатрический стационар и принудительное психиатрическое освидетельствование" (статьи 302-305) практически копирует статьи 33-36 Закона от 1992 г.

В настоящее время нормы, затрагивающие вопросы принудительной психиатрической госпитализации и принудительного психиатрического освидетельствования, помимо Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" в редакциях Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.02.2009 N 4-П), Гражданского процессуального кодекса РФ, содержатся также в источниках разных отраслей права: Конституции РФ, Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Законе РФ "О милиции" и других.

Сейчас можно констатировать, что правовые нормы о принудительной госпитализации в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании являются самостоятельным правовым институтом в системе российского права.

В 2007-2009 гг. в Российском законодательстве, касающемся психиатрической практики, произошли серьезные изменения.

Конституционный суд РФ постановлением от 20 ноября 2007 г. признал не соответствующими Конституции РФ положения ряда статей УПК РФ, которые не позволяют лицам, в отношении которых осуществляется производство о применении принудительных мер медицинского характера, лично знакомиться с материалами уголовного дела, участвовать в судебном заседании при его рассмотрении, заявлять ходатайства, инициировать рассмотрение вопроса об изменении и прекращении применения указанных мер, и обжаловать принятые по делу процессуальные решения.

В соответствии с этим постановлением, гражданам, в отношении которых осуществляется производство о применении принудительных мер медицинского характера, были полностью возвращены процессуальные права, которых их лишала правоприменительная практика.

В правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в определении от 18 декабря 2007 г. недобровольная госпитализация не может быть произведена только по решению психиатра без судебного решения, как это происходило раньше. Теперь в любом случае необходимо сначала получить решение суда о проведении гражданину освидетельствования без его согласия. Причем судебный процесс проводится в полном соответствии с ГПК РФ по правилам искового производства с участием самого гражданина, в отношении которого психиатры подают заявление о недобровольном освидетельствовании или принудительной госпитализации.

27 февраля 2009 г. состоялось провозглашение постановления Конституционного суда РФ по делу о проверке конституционности ряда положений Гражданского процессуального кодекса РФ и п.4 статьи 28 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". Суд признал:
– не соответствующим Конституции РФ положение части первой статьи 284 ГПК РФ, позволявшее суду принимать решение о признании гражданина недееспособным лишь на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы и без предоставления такому гражданину возможности изложить суду свою позицию;
– не соответствующими Конституции РФ положения части пятой статьи 37, части первой статьи 52, пункта 3 части первой статьи 135, части первой статьи 284 и пункт 2 части первой статьи 379/1 ГПК РФ, лишающие гражданина, не участвовавшего в первичном судебном разбирательстве и признанного судом недееспособным, права обжаловать такое решение в вышестоящие судебные инстанции;
– не соответствующим Конституции РФ положение части четвертой статьи 28 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", позволяющее принудительно госпитализировать недееспособного гражданина в психиатрический стационар без судебного решения.

Конституционный суд РФ указал в своем постановлении, что граждане, вопрос о дееспособности которых рассматривается судом, являются равноправными участниками судебных разбирательств и имеют право защищать свои права, что невозможно без их личного участия в деле. Однако, как отметил Конституционный суд, закон не дает ответа на вопрос, обязан ли суд известить соответствующих граждан о предстоящем слушании их дела.

В законе также отсутствуют четкие и ясные критерии, позволяющие определить, при каком состоянии здоровья человек признается недееспособным. В этой ситуации роль суда в рассмотрении такого рода дел не может сводиться лишь к формальному подтверждению выводов психиатров. Судья обязан вынести решение на основании своего внутреннего убеждения о психическом состоянии гражданина и, в случае сомнений в достоверности, подлинности и полноте заключения врачей, назначить повторную психиатрическую экспертизу.

Конституционный суд указал на то, что гражданин, которого суд признал недееспособным, должен иметь право сам обжаловать решение суда в вышестоящих инстанциях. Иное означает ограничение права граждан на судебную защиту. При этом, принудительная госпитализация в психиатрическую больницу – это безусловное ограничение свободы, которая, согласно Конституции РФ, возможна только по решению суда.

В июле 2009 г. было опубликовано определение Конституционного суда РФ от 5 марта 2009 г., в котором сказано, что содержание человека в психиатрическом стационаре против его воли не может продолжаться более 48 часов без судебного решения.

В соответствии с действующим российским законодательством, до озвученной правовой позиции судей Конституционного суда РФ, человека могли принудительно удерживать в психиатрическом стационаре до решения суда на срок от 8 до 12 суток. Все это время человека могли без его информированного согласия и без санкции суда "лечить" психотропными препаратами.

Еще один важный момент отражен в определении Конституционного суда от 5 марта 2009 года, который заключается в следующем разъяснении суда: до опубликования этого определения принудительная госпитализация сводилась к следующему: человека принудительно помещали в психиатрический стационар, держали там по закону до суда 8-12 дней, и лишь только потом появлялось решение суда, которое "разрешало" госпитализацию, хотя человека к тому времени уже продолжительное время продержали в стационаре и все это время к нему в принудительном порядке применяется психиатрическое лечение. То есть фактическая госпитализация по времени опережала решение суда.

Если раньше граждане России в подавляющем большинстве случаев госпитализировались недобровольно в психиатрические стационары по всем пунктам статьи 29 Закона без какого-либо предварительного решения суда о недобровольном освидетельствовании или госпитализации и вопрос о недобровольной госпитализации рассматривался уже в стенах больницы, либо же психиатры "уговаривали" госпитализированных пациентов подписать согласие на госпитализацию в добровольном порядке уже в стенах самой больницы, то сейчас порядок действий при недобровольной госпитализации изменен на прямо противоположный – изначально психиатрические стационары должны получить разрешение суда на недобровольное освидетельствование, и только после этого могут, если суд им даст на то разрешение, осуществлять в отношении гражданина какие-либо принудительные меры – освидетельствование и госпитализацию.


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»